690001, г. Владивосток,
ул. Светланская, 89, каб. 309.
Тел. (423)226-74-68,
Факс (тел.): 260-89-37.
E-mail: gorkomprof@rambler.ru

Реформы пробуксовывают, потому что денег нет

17 апреля 2018 года  в Думе города Владивостока в рамках реализации федерального  проекта партии «Единая Россия» «Новая школа» в Приморском крае состоялось заседание  круглого стола на тему «Финансирование учреждений образования в современных условиях».

В его  работе  приняли участие  депутаты, руководители   образовательных учреждений, члены общественного совета партийного проекта. Приглашение участвовать в работе круглого стола получила председатель Владивостокской профорганизации образования Карамова Л. Г. (выступление см. ниже).

С докладом по первому вопросу повестки дня  «Модернизация системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока» выступила Бушманова И. О., директор  МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений г. Владивостока». Ирина Олеговна высказала обеспокоенность отсутствием индексации заработной платы педагогических работников с 2013 года   и их низкими окладами и  предложила присутствующим  3 варианта реформирования системы оплаты труда:

повысить оклады педагогам

  1. за счёт коэффициента, который в настоящее время выплачивается им для доведения их заработной платы до средней по региону;
  2.  на 20%, учтя  все нереализованные индексации с 2013 года;
  3. по категориям работников. Например, педагогам, имеющим высшую и первую квалификационные категории, необходимо увеличить оклад на больший процент, чем педагогам,  не имеющим категории. Кроме того, нужно уравнять оклады  работников, относящихся к одним профессиональным квалификационным группам и уровням.

Ирина Олеговна отметила, что если первое предложение не требует дополнительных финансовых вливаний, то второе и третье может быть реализовано только при их наличии.

Руководители образовательных организаций поддержали 3 вариант реформирования системы образования.

Председатель Владивостокской городской организации Карамова Л. Г. сообщила присутствующим, что в городе Артёме были подняты оклады педагогам на 5% ещё в 2017 году, а в текущем году – это  сделал ещё ряд муниципалитетов. Карамова Л. Г.  отметила, что дополнительных денег можно ждать очень долго, а оклады педагогов продолжат оставаться низкими, и предложила реализовать первый вариант, а при поступлении денег обратиться к третьему. Также она заметила, что ждёт от депутатов Думы города корректировки местного бюджета и выделении дополнительных средств образованию в связи с повышением МРОТ.

Второй вопрос, который был вынесен на обсуждение, - «Управление закупочной деятельностью в образовательных учреждениях».

Руководители образовательных организаций рассказали о том,  что  осуществление закупок  занимает очень много времени, и связано это, прежде всего, с отсутствием определённых познаний и навыков в сфере закупок, а также отсутствием какой-то стабильной оплаты труда за этот вид работы.

Специалисты Управления образованием предложили следующий выход из создавшегося положения: пусть закупочной деятельность занимаются заместители директора по административно-хозяйственной части, чьи должностные обязанности в какой-то мере касаются  этой сферы. Там, где нет этой должности, она будет введена.

Председатель Владивостокской профорганизации образования посоветовала ещё раз вернуться к должностным обязанностям заместителей директоров по АХЧ: если закупки не входят в их функционал, это дополнительная работа, которая требует дополнительной оплаты.

Руководители школ решили  ещё раз вернуться к обсуждению этого вопроса.

 

ДОКЛАД КАРАМОВОЙ Л. Г.

 

О деятельности  Владивостокской профорганизации образования по увеличению заработной платы педагогических работников.

 

Уважаемые депутаты, руководители образовательных организаций, члены общественного совета!

В горком профсоюза работников образования практически ежедневно поступают обращения педагогических работников г. Владивостока, которые возмущены тем, что их заработная плата, по сути дела, уравнена с заработной платой младшего обслуживающего персонала.

Данная ситуация сложилась в связи с увеличением с 1 января 2018 года  минимального размера оплаты труда до 9 489 рублей. В мае т.г. размер МРОТ будет доведён до размера прожиточного минимума (11 163 руб.).  А это приведёт к тому, что заработная плата определённой части педагогических работников за ставку может быть  меньше заработной платы обслуживающего персонала, а педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории, чуть выше её, потому что диапазон окладов наших педагогов от 6 до 11 тыс..

Естественно, профсоюз  города, обеспокоенный складывающейся ситуацией, в начале года обратился в отраслевой профсоюз и к заместителю главы города Н. В. Мальцевой. Наталья Васильевна сообщила,  что при формировании субвенций  Владивостокскому городскому округу на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего и дошкольного образования в 2018 году не учитывались вышеуказанные повышения минимального размера оплаты труда.

Цитирую: «За счет средств субвенции из краевого бюджета осуществляется  оплата труда следующих категорий работников, относящихся к учебно-вспомогательному персоналу: младший воспитатель, помощник воспитателя, заведующий библиотекой (библиотекарь), делопроизводитель, лаборант, электроник и пр. В связи с увеличением минимального размера оплаты труда в 2018 году дополнительный объем средств субвенций на указанные цели составит около 85,6 млн. руб.».

Уже с января 2018 года   профсоюзы города и края  начали обращаться к Губернатору Приморского края Тарасенко А. В., вице-губернатору К. А. Межонову, депутатам Законодательного собрания. Лично Губернатору Приморского края были вручены расчётки  педагогов г. Владивостока, а также было озвучено, что в городе и крае  с 2013 года не проводилась индексация заработной платы вышеуказанной категории работников.

Был проведён ряд встреч с исполнительной властью Приморского края.

22 марта краевой комитет пригласил на своё пленарное заседание директора Департамента образования и науки Приморского края Виктора Владимировича Станкевича. Члены краевого комитета рассказали о складывающейся социальной напряжённости в коллективах, катастрофической нехватке кадров и опасениях по поводу того, что, если ничего не предпринять в сложившейся ситуации, 1 сентября детей некому будет учить. На Пленуме профсоюз Дальнегорска выступил с инициативой о создании рабочей группы по пересмотру   нормативов  для определения размера субвенций муниципальным образованиям.

         12 апреля  2018 года состоялась встреча рабочей группы,  в состав которой вошли председатель Приморской краевой организации профсоюза работников образования Мариш И. Г.  и председатели Владивостокской (Карамова Л. Г.), Дальнегорской (Острошенко Г. А.), Уссурийской (Исаева Н. И.) профорганизаций образования с вице-губернатором Приморского края  К. А. Межоновым.

К. А. Межонов сообщил, что в данное время решается вопрос  о выделении дополнительных средств органам местного самоуправления в рамках субвенций в связи с увеличением размера МРОТ. А дальше (это слова К. А. Межонова) – надо решать вопрос с администрацией городов о создании такой системы оплаты труда, которая бы позволила  отделить квалифицированный и неквалифицированный труд, установить более высокие оклады работникам. Но мы не получили ответ на вопрос: а достаточно ли будет выделено средств? Получит ли город столько, сколько он заявил?

На этой же встрече профсоюзные лидеры   подняли вопрос о необходимости внесения  изменений в действующие законы Приморского края N 327-КЗ и    N 326-КЗ, касающиеся  определения размера субвенций, выделяемых  муниципалитетам  на обеспечение государственных гарантий реализации прав на  получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего  образования детей.

По мнению профсоюза, из-за того что неправильно определены  нормативы расходов для определения размера субвенций, из года в год муниципальные образования недополучают деньги, а это, естественно, сказывается на заработной плате работников образования.

 Например, норматив наполняемости классов в действующем краевом законе № 327-КЗ  – 25 человек, а в соответствии с российским законодательством необходимо определять количество учеников, исходя из нормы площади на одного обучающегося. Или норматив количества ставок педагогических работников  на 1 группу воспитанников в дошкольном учреждении при 12-часовом рабочем дне составляет 1,67. А где в этом нормативе музыкальные работники? То есть несоответствий очень много.

К. А. Межонов согласился с представителями краевого профсоюза в том, что нормативы необходимо менять. При этом он заметил, что, в 2013 году, когда создавались законы о субвенциях в Приморском крае и формировалась методика их расчётов, практически не учитывались методические рекомендации по данному вопросу, разработанные на уровне Министерства образования и науки и Правительства РФ. Поэтому вице-губернатор предложил профсоюзам  2 варианта решения проблемы: либо выйти с законодательной инициативой о принятии новых законов о субвенциях, либо вносить изменения в действующие нормативы. Скорее всего, мы пойдем по первому пути. Для этого нам потребуется помощь финансистов города.

Второй вопрос, поднятый на встрече с вице-губернатором, – касается, прежде всего, формирования  бюджета на 2019 год.

А как  быть сейчас? Ведь уже в мае квалифицированный и неквалифицированный труд будет оплачиваться одинаково.  Создание системы оплаты труда  - это полномочия органов местного самоуправления. Да, на уровне города создана рабочая группа по внесению изменений в систему оплаты труда, в том числе в части повышения окладов. Но корректировать приходится в пределах выделенных средств, а их мало.

Позвольте выскажу свои опасения. Даже при условии поступления дополнительных денег от субъекта РФ, не факт, что их хватит на то, чтобы выстроить нормальную систему. Откуда берутся сомнения?

Во-первых, заработная плата МОП выросла примерно на 40%. Соответственно, чтобы сохранить сложившуюся систему оплаты труда, нам надо,   существенно увеличить заработную плату всем категориям работников образования. А это нереальные вложения.

Во-вторых, органам местного самоуправления Министерством образования рекомендовано устанавливать размеры ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Групп 4, а каждая из них делится на несколько квалификационных уровней. В то время, когда у нас сравнялась зарплата педагога и младшего обслуживающего персонала, нам надо выстроить эту лестницу окладов в зависимости от квалификации педагогов.

В-третьих,  в постановлении Конституционного суда от 7 декабря 2017 года  № 38-п записано: федеральный законодатель правомочен при  совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнёрства практику определения тарифной ставки первого разряда не ниже величины МРОТ, установленного федеральным законом. Профсоюзы именно за это решение. Где взять деньги?

Мы считаем, что надо обращаться к федеральным органам власти. Ни субъект, ни муниципалитет не смогут решить эту проблему самостоятельно. Горком профсоюза уже обратился с письмами в адрес Президента РФ и Правительства РФ. Хочу просить депутатов Думы города  обратиться в Законодательное собрание и администрацию Приморского края, чтобы инициировать их обращение в федеральные органы власти по данной проблеме.

В настоящее время, знаю точно, у региона центром запрашивается информация  о достаточности средств для выполнения Указов Президента РФ и сохранении в прежнем объёме заработной платы педагогов.

И тут, я думаю, надо проявить волю и честно ответить: даже если  мы выполняем указы, то за счёт того, что наши педагоги вынуждены работать на 1,5-2 ставки, чтобы выжить.  При этом не выполняем на протяжении уже многих лет ст. 134 ТК РФ, в которой речь идёт об индексации зарплаты, и ст. 129, дающую определение заработной платы как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации, сложности и т.д.

В заключение хочу сказать, профсоюз города  ждёт также от исполнительной и законодательной власти города корректировки бюджета ВГО на 2018 год в связи с тем, что при его формировании тоже не учитывались вышеуказанные повышения МРОТ, а также в связи с тем, что по ряду учреждений дополнительного образования творческой направленности не выполняются Указы Президента РФ.

Спасибо за внимание!

18.04.2018, 193 просмотра.