690001, г. Владивосток,
ул. Светланская, 89, каб. 309.
Тел. (423)226-74-68,
Факс (тел.): 260-89-37.
E-mail: gorkomprof@rambler.ru
председателя Приморской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки на IX Приморском профсоюзном форуме «Действия профсоюзов на выборах в Государственную думу РФ и проблемы социального партнерства в Приморском крае в условиях экономической турбулентности».
Уважаемые коллеги, уважаемые участники IX Приморского профсоюзного форума!
Приветствую Вас от имени Приморской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования, представляющей интересы более 20 000 работников отрасли.
Ежегодно, выступая на профсоюзном форуме, мы стремимся акцентировать внимание на каком-либо одном вопросе, определяя его ключевым.
К сожалению, экономическая ситуация в последние годы не позволяет снимать с повестки дня важнейший вопрос профсоюзов — достойную оплату труда и достаточность финансирования образовательных организаций в условиях жесткой экономии бюджетных средств.
Есть вопросы, которые беспокоят нас
Тема статуса учителя, престижа учительской профессии важна и значима. Это проблема общества в целом, потому что, если учитель не будет достаточно мотивирован, уверен в себе, свободен, то он не сможет научить и воспитать по-настоящему свободного, всесторонне развитого, открытого и современного человека.
Зарплата — очень важный материальный фактор. При этом прирост средней заработной платы работников в целом по отрасли «Образование» за последние 12 месяцев практически в 2 раза ниже роста потребительских цен.
Вопрос индексации заработной платы является весьма актуальным. Нарушается исполнение ст.134 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы. В коллективных договорах и локальных нормативных актах образовательных учреждений края не разработан порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен на товары и услуги. Ответ администрации — «Отсутствует финансирование».
В рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно принимаются рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях. Так, на 2016 год (цитирую): «в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, выполнения в 2016 году целевых значений показателя средней заработной платы, …. Размеры окладов в образовательных организациях должны быть не ниже 60%».
К сожалению, в Приморье размеры окладов составляют от 20 до 30% от заработной платы, все остальное — доплаты и надбавки, с применением различных коэффициентов. Эти доплаты и надбавки часто не зависят ни от должностных обязанностей и качества их выполнения, ни от реализации образовательной программы. Что, естественно, вызывает раздражение, ощущение, что все делается непонятно, непрозрачно, несправедливо.
Вопрос, который поднимается не первый год, но, к сожалению, так и не решается, это вопрос достойной оплаты труда за одну ставку педагогическому работнику. К сожалению, педагогический работник ведет полторы; 1,6; 1,8 ставки. Есть случаи работы и за двойную ставку.
И казалось бы статистические данные по средней заработной плате в крае благополучные. НО, это заработная плата за практически двойную нагрузку.
Мы высказываем свою точку зрения на то, как реально выполняется указ Президента РФ, заявляем о недопустимости механического доведения зарплат до целевых показателей.
Краевой Профсоюз выносит также предложение установления на федеральном уровне отраслевой системы оплаты труда в бюджетных отраслях: здравоохранении, культуре, образовании, чтобы базовая ставка (оклад) заработной платы, например учителя, на всей территории России была одинаковой, а не в зависимости от средней по региону. Стимулирующая часть заработной платы тоже требует регулирования, необходимо убрать все имеющиеся перекосы. Через дополнительные выплаты должны поощряться конкретные результаты труда. Механизм распределения этих выплат должен быть абсолютно прозрачным!
И очень важный вопрос связан с дополнительным образованием. Поддержка со стороны государства системы дополнительного образования детей должна стать одним из важнейших направлений государственной культурной политики. Необходимо принять все необходимые меры по повышению зарплаты педагогам дополнительного образования до уровня учителей общеобразовательных школ.
Вопрос выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации в формах единого государственного экзамена и/или основного государственного экзамена. По этому поводу Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки было подготовлено Письмо от 26 мая 2016 г. N 02-226. Краевым Профсоюзом были даны соответствующие разъяснения. Но вопрос остается открытым. Нет денег. Обращаемся к органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, обратить внимание на необходимость разработки и принятия соответствующего нормативного правового акта Приморского края, определяющего размер и порядок выплаты указанной компенсации.
О Профстандартах. Необходимость в них возникла уже давно. Жизнь не стоит на месте, углубляются знания и в связи с этим возрастают требования к педагогическим работникам и их квалификации. Общероссийский Профсоюз образования рекомендует опыт Алтайского края по подготовке и внедрению профессионального стандарта «Педагог». Можно только порадоваться, что в Алтайском крае апробация профессионального стандарта проходит планомерно, на системной основе. Приморье же лихорадит. Педагоги, заканчивая учебный год, стали массово получать уведомления о расторжении трудовых договоров. В краевую организацию до недавнего времени поступали многочисленные обращения, жалобы на такие действия работодателей, как:
— угрозы расторжения трудовых договоров с учителями и воспитателями, не имеющими высшего образования
— принуждение учителей и воспитателей за счет собственных средств осваивать программы профессиональной переподготовки.
У нас уже есть опыт защиты членов Профсоюза, в том числе и в суде. Опыт положительный.
Делаем наказ Законодательному Собранию, губернатору Приморского края, депутатам. В целях снижения возникшей социальной напряженности и координации усилий по профилактике вышеобозначенных проблем, с целью недопущения ухудшения положения педагогических работников, в бюджет были заложены достаточные средства на обучение и переподготовку педагогических работников.
В июле 2016 года руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования было направлено совместное обращение Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования. В этом письме предложено разработать и реализовать региональные комплексы мер поддержки молодых педагогов по целому ряду направлений.
I. Организация рабочего времени
II. Организация оплаты труда
III. Повышение профессионального уровня
IV. Аттестации
V. Повышение статуса и популяризация деятельности советов молодых педагогов.
Очень важно, чтобы органы власти рассматривали эти меры не как очередные расходы, а как необходимые инвестиции в будущее края.
Уважаемые товарищи, пользуясь случаем, обращаюсь к своим коллегам в зале. У нас самая многочисленная делегация из разных уголков Приморья. На Всероссийском августовском совещании педагогических работников одна из участниц говорила о том насколько важны ответственность, грамотность в профессии каждого учителя, что мы не можем быть ровесниками наших детей, но, мы должны быть их современниками. А чтобы быть современниками подрастающему поколению, молодёжи, важно уметь не только учить, но и учиться, находиться на пике событий, быть готовыми к получению новых знаний.
Сегодня много говорится об особом статусе педагога, закреплённом в российском законодательстве. Наш Профсоюз будет и впредь способствовать тому, чтобы этот статус не превратился в простую формальностью, а стал механизмом привлечения и закрепления лучших в профессии.
Желаю вам крепкого здоровья, успехов и благополучия, солидарности и единства.
Новости