690001, г. Владивосток,
ул. Светланская, 89, каб. 309.
Тел. (423)226-74-68,
Факс (тел.): 260-89-37.
E-mail: gorkomprof@rambler.ru

Конец «двойной бухгалтерии»

Когда школьные учителя жалуются на перегрузку из-за огромного количества бумажных документов, нередко в качестве источника перегрузки называют необходимость параллельно вести журналы успеваемости учащихся в бумажном и электронном виде. В школе № 46 города Владивостока такой проблемы не существует, потому что в текущем учебном году здесь полностью отказались от бумажных журналов и всю учетную работу ведут с помощью интернет-технологий. О том, как совершался революционный переход к работе в новом формате, рассказывает директор школы № 46 Виктория Ялынычева.

- Одновременно заполняя и бумажные, и электронные журналы наши учителя фактически несли двойную нагрузку, тратили на эту работу в два раза больше времени, чем раньше. Мы понимали – чтобы избавить педагогов от непроизводительного труда, нужно переходить на новый формат работы. Но как это сделать? За опытом обратились в технический лицей Владивостока, который был пионером «электронизации» учета и к тому времени уже полностью отказался от ведения бумажных журналов. В 2015 году отправили туда завуча и системного администратора. Директор лицея Татьяна Киселева охотно ознакомила наших специалистов со своими наработками, и к началу 2016 - 2017 учебного года руководство школы было полностью готово к работе по-новому. Однако готовность руководства еще не решала проблему, надо было привести в состояние готовности весь трудовой коллектив. Убедить тех, кто сомневался в целесообразности такого подхода, объяснить в деталях, как именно будет идти процесс заполнения электронных журналов. Поэтому решение о полном переходе на электронный формат ведения журналов успеваемости принималось не волюнтаристски, приказом директора, а коллегиально, на майском педсовете. Включали видеопроектор, использовали интерактивную доску, чтобы показать наглядно, как работает сайт в Интернете. Благо, что с Интернетом у нас проблем нет, почти в каждом классе имеется компьютер или нетбук, подключенный к внутренней локальной сети, а через нее к Интернету. Проголосовали, и уже целый год работаем комфортно, высвободив большое количество рабочего времени учителей для творчества и саморазвития. Этот учебный год мы отработали без каких-либо трудностей в использовании интернет-технологий. Никто из педагогов не подошел и не сказал «верните все назад». Наоборот, сотрудники выражают благодарность и следующий учебный год мы однозначно будем работать в таком же режиме. Мы считаем приобретенный опыт крайне положительным и рекомендуем всем школам Владивостока идти по нашему пути. Когда все отлажено, никаких проблем не возникает. Кстати, большую помощь в подготовке «электронной революции» мне, как директору, оказал профсоюзный комитет школы, проводивший разъяснительную работу среди педагогов. Профсоюз меня и на педсовете поддержал, склонив, возможно, чашу весов в пользу правильного решения.

Актуальную тему продолжает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Крета:

- Нашим учителям, среди которых много специалистов, сформировавшихся в советское время, было непросто отказаться от бумажных журналов. Сомнения скептиков, в основном, сводились к соображениям безопасности – а вдруг данные куда-нибудь исчезнут? На самом деле хранение данных на сервере намного безопаснее, чем в бумажном журнале - ведь с них делаются резервные копии, которые помогут восстановить информацию в случае компьютерного сбоя. Для перехода на электронные журналы не нужно никакого особого разрешения, ведь эта функция записана в Законе об образовании. В этом процессе нет каких-либо непосильных технических задач, любой пользователь компьютера может освоить эту технологию за месяц или даже за неделю. Ведение электронных журналов удобно не только учителям, но и администрации. Система автоматически высчитывает результаты работы учителя, например, выводит средний балл успеваемости по предмету, или определяет рейтинг успеваемости отдельного учащегося. С помощью электронного журнала, который для учеников и их родителей является электронным дневником, можно переписываться с родителями, прикреплять файлы и посылать контрольные работы и тесты ученикам на дом, видеть, как часто дети и родители посещают свои дневники. В базе данных электронного журнала хранятся все планы наши календарно-тематические и учебно-тематические планы, есть «копилка уроков». Через эту систему можно подать и заявления о приеме в школу. А в конце года мы изготовим итоговые ведомости в бумажном варианте и сдадим их в архив. Руководство системой образования города Владивостока и Приморского края заинтересовано в переходе на электронные журналы и настоятельно рекомендует всем школам переходить на электронное ведение журналов.

Работа с электронными журналами требует качественного технического обеспечения и здесь не обойтись без системного администратора, роль которого при использовании Интернет-технологий трудно переоценить. Следить за работоспособностью электронного журнала и помогать тем учителям, которые пока еще недостаточно уверенно пользуются информационными технологиями в школе № 46 поручено учителю математики Анне Гориченко.

- Зайти в электронный журнал с помощью специального пароля могут не только учителя, но и ученики и их родители. У каждого есть доступ только к определенной части информации, касающейся их лично. Корректировать данные, например, исправлять оценки учеников можно, но только в течении семи часов после их выставления. А потом никто - ни учитель, ни директор школы - не может вносить изменения в эти данные. Таким образом, даже по прошествии длительного времени их объективность не будет вызывать сомнений. Электронные дневники, которые являются частью информационной системы, дают возможность постоянного взаимодействия друг с другом учителей, учеников и родителей. Причем, зайти в электронный дневник можно с любого устройства и в любое время, что очень удобно для наших суперзанятых родителей.

Говорит председатель профсоюзного комитета школы, учитель начальных классов Татьяна Козлова:

- Введение в практику электронного журнала значительно облегчило работу учителя. Фактически в нашей школе были созданы более комфортные условия труда и в достижении этой важной цели интересы Профсоюза и администрации школы полностью совпали. Мы вообще с администрацией работаем в тесном контакте и, как правило, находим взаимопонимание по любым, даже самым спорным вопросам. Надо признать, что отказ от бумажных журналов был делом непростым, особенно для возрастных работников, и здесь многое зависело от воли директора. Мнения были разные, в том числе и отрицательные. Очень правильно, что решение принималось не в кабинете директора, а на педагогическом совете. Людей подготовили, обучили, объяснили, что происходит, как было и как будет - и все прошло гладко. И теперь никто уже не сомневается в правильности решения директора. У нас даже самые пожилые специалисты охотно занимаются освоением компьютера, смело «ныряют» в информационный поток и путешествуют по сайтам, получая информацию из Интернета. Технической стороной работы электронного журнала занимается у нас отличный специалист, который не только следит за работоспособность системы, но и безотказно консультирует, обучает педагогов по мере необходимости. Он вносит в систему все отчеты, забивает расписание, раздает пароли, ведет школьный сайт. Но это не освобожденный специалист, а просто учитель математики, у которого достаточно своей нагрузки. Так же и в других школах. Хотелось бы, чтобы информационной поддержкой школы в Интернете занимался освобожденный специалист и в штатном расписании школ появилась должность «системный администратор». Ведь электронный журнал – это всерьез и надолго.

 

19.05.2017, 1363 просмотра.