690001, г. Владивосток,
ул. Светланская, 89, каб. 309.
Тел. (423)226-74-68,
Факс (тел.): 260-89-37.
E-mail: gorkomprof@rambler.ru

Может ли руководитель образовательной организации принять на работу специалиста без соответствующей квалификации?

Приводим   комментарий  эксперта Общероссийского Профсоюза образования В. Н. Понкратовой по данному вопросу:

«Обязательными при   применении  профессиональных стандартов согласно ч. первой статьи 195.3 ТК РФ являются лишь требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции…

… в Отраслевом соглашении, заключенном между Минобрнауки  России и Общероссийским Профсоюзом образования на 2018-2020 годы (далее – Соглашение), закреплена  договорённость Сторон (п.4.6), предусматривающая, что изменение требований к квалификации педагогического работника, научного работника по занимаемой им должности, в том числе установленных профессиональным стандартом, не может являться основанием для изменения условий трудового договора либо расторжения с ним трудового договора по пункту 3 статьи 81 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации), если по результатам аттестации, проводимой в установленном законодательством порядке, работник признан соответствующим занимаемой им должности или работнику установлена первая (высшая) квалификационная категория.

Следует также учитывать, что указанные в п. 4.6 Соглашения договорённости Сторон, касающиеся педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях с образовательной организацией, не исключают возможности заключения с лицами, уровень квалификации которых не соответствует установленным квалификационным требованиям (в том числе со студентами), трудовых договоров о работе в должностях педагогических работников, если работодателю дана рекомендация о возможности назначения претендентов на соответствующие должности с учётом имеющейся квалификации аттестационной комиссией организации по месту будущей работы в порядке, установленном пунктом 9 «Общих положений» квалификационных характеристик, а также пунктом 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённого  приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276[1].

Поскольку приём на работу в указанных случаях обусловлен также выполнением качественно и в полном объёме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то в целях проверки этих возможностей будущего работника аттестационная комиссия может также включить в рекомендацию работодателю предложение об установлении при заключении трудового договора испытательного срока в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

При применении профессиональных стандартов целесообразно также учитывать разъяснение Минтруда России (письмо от 6 июня 2017 г. № 14-2/10/В-4361), в котором определено, что профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта следует принять во внимание, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщённую трудовую функцию.

Таким образом,  при определении должностных обязанностей работников по-прежнему необходимо применять Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих».


19.01.2018, 1056 просмотров.